Что такое невозвратный билет на самолет?

С невозвратными билетами, как и с любыми инвестициями: чем больше выгода, тем выше риск. Можно сэкономить, однако вернуть деньги назад в случае чего будет невозможно. Если пассажир накануне вылета сдает билеты, то продать их вряд ли получится. В результате авиакомпания несет убытки. Для этого были придуманы невозвратные билеты. Они стоят дешевле, но если у пассажира не получилось улететь, то он попросту потеряет деньги.

Стоит ли все-таки соглашаться на такие условия? Какие преимущества и недостатки у невозвратных билетов? Разберемся ниже.

Как узнать, что тариф – невозвратный?

Прежде чем приобретать авиабилет, нужно проверить условия бронирования. Для этого:

  1. Найдите недорогой вариант перелета на «Скайсканере».
  2. Перейдите на официальный сайт компании.
  3. Внимательно прочитайте условия трафика и правила бронирования.

Если билет невозвратный, то на нем будет какая-то одна из следующих пометок:

  • ВОЗВРАТ ПРОВОЗНОЙ ПЛАТЫ ЗАПРЕЩЕН;
  • ВОЗВРАТ РАЗРЕШЕН С УДЕРЖАНИЕМ ПЛАТЫ;
  • ПРИ ОТМЕНЕ СТОИМОСТЬ БИЛЕТА НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ;
  • CHANGES NOT PERMITTED — любые изменения запрещены;
  • TICKET IS NON-REFUNDABLE / NO-SHOW — билет не подлежит возврату;
  • REFUNDABLE CHARGE 50 EURO — штраф за возврат 50 евро;
  • CHANGES AT ANY TIME CHARGE EUR 25 — любые изменения вносятся за плату в 25 евро;
  • YR/YQ TAX IS NON REFUNDABLE ONLY IN CASE OF A NON-REFUNDABLE FARE — сборы и таксы YR/YQ не возвращаются, только если тариф невозвратный.

Виды и условия невозвратных тарифов у разных авиакомпаний

Недорогие билеты без возврата и обмена предлагают многие авиакомпании мира. Так, у «Победы» практически все билеты являются невозвратными. Зарубежные компании также не разрешают возвращать авиабилеты, которые были приобретены во время акции или распродажи. При этом у каждых своих правила и требования. Ознакомиться с тем, чем отличаются невозвратные билеты у разных авиакомпаний России, можно в таблице ниже:

Название авиакомпании и тариф Бесплатный багаж Питание
«Аэрофлот»

Бюджет и промо

Одно место багажа до 23 килограмм и до 158 сантиметров по сумме трех измерений в багажном отсеке + одно место до 10 килограмм в салон Закуски, напитки, горячее питание
«S7»

Эконом, базовый

Одно место до 10 килограмм, размер 55х40х20 сантиметров в салон Закуски, напитки, горячее питание
«ЮТэйр»

Минимум

Одно место до 5 килограмм и размер 40х30х20 сантиметров в салон Если перелет длится меньше 4 часов, то питание за дополнительную плату
«Уральские авиалинии»

Промо

Одно место багажа до 10 килограмм + одно место ручной клади до 5 килограмм Прохладительные напитки и стандартное бортовое питание
«Победа»

Стандарт

Ручная кладь, размер которой до 36х30х27 сантиметров без ограничений по весу Напитки и питание
«Air France»

Стандарт

Одно место багажа до 23 килограмм + одно место ручной клади и один аксессуар, общий вес которого – не более 12 килограмм Напитки и питание
Nordwind

Промо

Ручная кладь, размер которой до 55х40х20 и вес до 5 килограмм Напитки, закуски, горячее питание

С правилами и условиями других авиакомпаний можно ознакомиться, зайдя на их официальный сайт.

В каких случаях можно вернуть деньги за невозвратный билет?

В законодательстве прописаны ситуации, когда пассажир все-таки может сдать невозвратный билет и получить за него деньги. Если произошел форс-мажор по вине авиакомпании, то возвращается вся сумма, а если по вине пассажира, то можно попытаться вернуть хотя бы небольшую часть потраченных средств.

На полную стоимость можно рассчитывать только в том случае, если компания не выполнила условия или у вас случилась форс-мажорная ситуация. Например, болезнь или смерть родственника. Сообщить о возврате пассажир должен до того, как окончится регистрация на рейс. При этом он должен иметь на руках все необходимые документы.

Если кратко, то деньги за невозвратный билет можно вернуть в следующих ситуациях:

  • если рейс был отменен;
  • если вас не пересадили на оплаченный рейс;
  • если рейс слишком долго задержался и планы пассажира изменились;
  • если заболел пассажир или родственник, с которым он собирался лететь;
  • если умер член семьи или ближайший родственник.

Куда обращаться, чтобы вернуть деньги за невозвратный билет?

Если авиабилет был куплен через посредника или туристическое агентство, то нужно обратиться к ним с соответствующей просьбой до начала регистрации на рейс. Они должны будут рассказать, что вам нужно сделать для возврата денег за билет. Сбор агентства по продажам билетов, как правило, не возвращается.

Если пассажир купил билет напрямую у авиакомпании, то нужно обратиться к перевозчику до начала регистрации на рейс. Возврат затраченных денежных средств осуществляется только на основании документов, которые подтверждают причину отказа от перелета.

Предлагаем ознакомиться с таблицей ниже, в которой рассмотрены основные ситуации для возврата билета и то, какие документы необходимо предоставить:

Описание ситуации План действий
Болезнь или смерть члена семьи или близкого родственника
  • написать письмо и выслать на электронную почту авиакомпании. В сообщении объяснить причину отказа от перелета. Все это необходимо сделать до начала регистрации на рейс;
  • позвонить в авиакомпанию и предупредить о случившемся;
  • собрать документы: справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья, копия листка нетрудоспособности, справка из медпункта аэропорта, свидетельство о смерти;
  • отправить заявление по почте в авиакомпанию;
  • дождаться возврата средств.
Авиакомпания перенесла или отменила рейс
  • обратиться к работнику авиакомпании для того, чтобы он поставил на билете отметку о задержке или отмене рейса;
  • найти чек и квитанцию, которые доказывают приобретение билета;
  • отправить копию проездного документа с отметкой о переносе или отмене рейса;
  • дождаться возврата денег
Если пассажир желает вернуть деньги только за сбор аэропорта
  • проверьте условия, на которых вы забронировали билет;
  • сообщите авиакомпании, что добровольно отказываетесь от перелета. Сделайте это до начала регистрации на рейс;
  • свяжитесь с авиакомпанией через сервис претензий на официальном сайте. Это же можно сделать по телефону или электронной почте;
  • дождитесь выплаты частичной суммы. На это уйдет от 2 недель до 2 месяцев.

В каких случаях выгодно покупать невозвратный билет?

Приобретать невозвратный авиабилет выгодно в следующих случаях:

  • перелет не зависит от начальства или маленького ребенка;
  • пассажир летит не с багажом, а только с ручной кладью;
  • в паспорте уже имеется виза;
  • экономия важнее, чем гибкость бронирования и комфорт.

Соответственно, не стоит приобретать подобные авиабилеты в следующих ситуациях:

  • ребенок часто болеет;
  • начальник непостоянный в своих решениях, может вызвать на работу в любую минуту;
  • пассажиру не одобрили визу;
  • пассажир имеет большие чемоданы.

Мало кому хочется переплачивать, но и брать невозвратные авиабилеты страшно. В таком случае ищите другие способы, как можно сэкономить. На самом деле, их не так мало, как кажется.