Что делать, если авиабилеты без места?

Редко, но бывают ситуации, когда авиакомпании продают билетов больше, чем есть мест на борту. Это происходит потому, что перевозчик страхуется на случай, если кто-то из пассажиров не приедет, опоздает или решит перенести поездку. Чаще всего компания не ошибается в погрешности, но иногда пассажиры, пришедшие к месту регистрации в числе последних, остаются без мест. Разберемся с неприятной ситуацией получше и выясним, что же можно сделать.

Причины

Нестандартная ситуация имеет название овербукинг. И это маркетинговая стратегия авиакомпаний. Многие авиаперевозчики реализуют на рейс больше билетов, чем есть мест в салоне. Эту меру впервые стали применять в 50-е годы в США после того, как пассажиры получили право в любой момент отказаться от перелета.

К другим причинам относится внезапная замена воздушного транспорта. Перед вылетом самолет с большим количеством мест могут поменять на вариант с меньшим количеством. Место также могут отдать клиентам, имеющим привилегии, которые дают приоритетную посадку на рейс.

Профилактические меры

Чтобы не остаться без места в самолете, рекомендуется пройти онлайн-регистрацию, которая проходит за сутки до вылета. Можно приехать на регистрацию в аэропорт заранее.

Но что же делать, если места все же не хватило?

Многие авиакомпании сами проявляют инициативу в отношении пассажиров, которым не хватило мест в самолете. Это могут быть бонусы в виде оплаченного номера в отеле или компенсация стоимости перелета. Так делают европейские перевозчики.

Отечественные авиакомпании сразу сообщают о том, что пассажир не полетит. И в этом случае нужно знать свои права. Перевозчики должны:

  1. Оформить возврат денег за билет или предложить вылет другим рейсом.
  2. Предложить скидки или бонусы, а также повышение класса полета. На Западе могут предложить вариант бизнес-класса вместо эконома.

Услуги для пострадавших

Пассажирам могут предложить те же услуги, что и при отмене или переносе рейса:

  • при ожидании более двух часов вы можете рассчитывать на прохладительные напитки;
  • в случае ожидания более четырех часов предлагается горячее питание;
  • размещение в гостиничном номере предусмотрено при ожидании вылета более восьми часов;
  • родители с ребенком до семи лет могут разместиться в комнате матери и ребенка;
  • если вы ожидаете вылета более двух часов, вам полагается два телефонных звонка или два отправления по электронной почте;
  • предоставление трансфера от аэропорта до гостиницы, а также хранение багажа.

Если пассажиру пришлось вынужденно поменять бизнес-класс на эконом, ему должны вернуть определенный процент от стоимости билета. Европейские компании оплачивают компенсацию, если время задержки вылета значительно увеличивается.

Что делать, если авиакомпания не предлагает помощь

В случаях овербукинга суд всегда принимает сторону пассажиров. Но для этого нужно предъявить определенные доказательства. На стойке регистрации нужно получить отметку на билете, подтверждающую отказ в регистрации из-за нехватки мест. Важно сохранить посадочные талоны, билеты и чеки, которые были получены при проживании в аэропорту.

Оформите претензию в письменном виде и дайте подписать представителю. Заявление лучше написать в аэропорту, но, если не получится, можно сделать это и из дома. Авиакомпания должна выплатить компенсацию на основании закона «О защите прав потребителя». За каждый час просрочки получения услуги должно начисляться по 3 % от общей оплаты за билет.

Чтобы избежать неприятной ситуации, стоит подумать о предварительной регистрации и прибыть в аэропорт без опозданий.